О Центре
Образовательные услуги
Наши учредители
Спонсоры
Фотогалерея

Устав
Лицензия
Коллективный договор
Законодательство в сфере образования

Эколого-биологическое
Туристское
Краеведческое
Художественно-эстетическое
Декартивно-прикладное
Спортивное
Предпрофильная подготовка
Профильное обучение
ЮИД
СПДО "Радуга"

Методическая служба
Планы работы
Методические разработки

Годовой план районных мероприятий
Итоги конкурсов
Рейтинги

Формы отчетных документов
Отчетная документация
Справки

Результативность

Исследовательская деятельность учащихся
По материалам:
1. Климов С.М. Школьная научно-исследовательская работа по биологи и экологии. Липецк: ЛГПИ, 1999. - 22 с.
2. Методическое пособие для проведения экологических исследований/ Составитель: И.Ю.Лычковская - Липецк, 2006. - 224с.
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
После того как определена и сформулирована тема, необходимо поставить цель и задачи.
Цель работы - это главная задача исследования, которую необходимо достичь при ее выполнении. Для достижения цели ставятся конкретные исследовательские задачи (или вопросы) .
Следующий этап – выбор методов исследования. Это очень важный момент исследовательской работы, требующий тщательного изучения существующих методик, их анализа и определения приемлемых для исследования методических подходов.
Обзор литературы по данной тематике.
Прежде чем приступить к полевому или лабораторному сбору материала, необходимо изучить имеющиеся по данной теме исследования литературно-информационные источники. К ним относятся опубликованные и неопубликованные сведения. Использование последних возможно только с разрешения их автора, либо той организации, в которой они хранятся. Кстати, анализ такого рода источников позволяет в определенной степени уже начать свое движение к поставленной цели. Они же позволяют оценить глубину изученности рассматриваемого вопроса.
Проведение исследования
Как правило, на каждый год составляется рабочая программа предполагаемых исследований. Она предусматривает максимально возможный объем работы. К сожалению, в большинстве своем не все пункты этой программы удается реализовать с достаточной полнотой. В этот процесс вмешивается сама природа, а также множество других сторонних факторов, В программу вносятся сроки проведения работы, территория, на которой она будет выполняться, необходимое оборудование, основные методы и исполнители.
Обязательным условием в любом виде деятельности является наличие дневника "наблюдений. Человеческая память несовершенна, поэтому все увиденное необходимо тщательно записать в дневник. Для этих целей обычно используется записная книжка в твердой обложке. Формат дневника должен быть таким, чтобы он свободно помещался в кармане куртки или полевой сумки (при лабораторных исследованиях формат дневника может быть любым). Желательно, чтобы бумага в нем была в клетку, что облегчит запись, нанесение схем и рисунков.
Дневник необходимо подписать на первой странице, указав фамилию, имя, отчество, домашний адрес (телефон) исследователя. Это следует сделать по той простой причине, что его можно потерять, а с ним безвозвратно исчезнет много ценных, может быть, даже невосполнимых наблюдений.
Запись в дневнике ведется простым карандашом (ТМ, НВ) на одной стороне листа. Другую сторону обычно используют для зарисовок и нанесения схем. Ни в коем случае нельзя использовать для записей химический карандаш, т. к, сделанная им запись, попав под дождь, расплывается. Можно также пользоваться шариковой ручкой, но ею довольно сложно делать записи в дождливую или морозную погоду.
Писать в дневниках необходимо очень подробно и сразу (не откладывая на потом), отмечая время наблюдаемого явления и подмечая мельчайшие детали увиденного. Записи в дневнике делаются регулярно в соответствии со сроками проведения работ, намеченных в рабочей программе, с учетом тех изменений, которые вносит природа текущего года.
Параллельно с ведением дневника довольно часто используются специальные видовые карточки, на которые заносятся все сведения об изучаемых видах. Примером одного из вариантов может служить карточка встреч:
Карточка №___
1. Вид (русское и латинское названия)
2. Год Месяц Число Время
3. Область Район Населенный пункт, где проводились исследования
4. Состояние погоды (температура, облачность, ветер, осадки и т.д.):
5. Краткое описание биотопа
6. Количество и пол особей наблюдаемого вида
7. Наблюдаемые явления (подробно)
8. Фамилия, имя, отчество наблюдателя
В процессе выполнения работы возможен сбор гербария, коллекций. В этом случае используются специальные этикетки. Очень желательно фотографирование интересных явлений, наблюдаемых в природе или их съемка на видеокамеру.
После выполнения намеченных на конкретный период исследований производится обработка полученного материала и пишется отчет о проделанной работе.

Вернуться назад
Вернуться на главную страницу
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей Липецкого муниципального района Липецкой области
Юридический адрес: 398133 Липецкая область, Липецкий район, с.Кузьминские Отвержки, ул.Школьная, д.20
Фактический адрес: 398037 Липецкая область, г.Липецк, ул.Боевой проезд, д.28
Телефон: (4742)34-96-23
e-mail: cdod-lipr@yandex.ru


Copyright © МОУ ДОД центр дополнительного образования детей Липецкого муниципального района Липецкой области.
При перепечатке любой текстовой информации,фотографий и рисунков, ссылка на сайт обязательна.