О Центре
Образовательные услуги
Наши учредители
Спонсоры
Фотогалерея

Устав
Лицензия
Коллективный договор
Законодательство в сфере образования

Эколого-биологическое
Туристское
Краеведческое
Художественно-эстетическое
Декартивно-прикладное
Спортивное
Предпрофильная подготовка
Профильное обучение
ЮИД
СПДО "Радуга"

Методическая служба
Планы работы
Методические разработки

Годовой план районных мероприятий
Итоги конкурсов
Рейтинги

Формы отчетных документов
Отчетная документация
Справки

Результативность

Исследовательская деятельность учащихся
По материалам:
1. Климов С.М. Школьная научно-исследовательская работа по биологи и экологии. Липецк: ЛГПИ, 1999. - 22 с.
2. Методическое пособие для проведения экологических исследований/ Составитель: И.Ю.Лычковская - Липецк, 2006. - 224с.>
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Весь собранный исследователем материал систематизируется и обрабатывается. Коллекционные материалы, гербарии систематизируются, оформляются и помещаются в места хранения.
Любая обработка первичных научных данных сводится к концентрации информации в максимально сжатом виде. Обычно результаты опытов или наблюдений можно представить в виде таблиц, графиков, схем и диаграмм, которые позволяют легко заметить определённые тенденции, уловить какие-то закономерности. Первое, что обычно делают, это сводят полученные результаты в таблицы. С таблицами гораздо удобнее работать, чем с первичными записями данных. По данным таблицы легко построить графики. График, гистограмма и секторная диаграмма - наиболее популярные способы графического изображения результатов исследования, хотя, конечно, используются и многие другие способы.
Работа с таблицами, графиками, диаграммами нужна не только для того, чтобы представить материал читателю. Она помогает самому исследователю глубже вникнуть в существо данных, сделать какие-то выводы.
При обработке материала там, где это возможно, используются статистические методы.

Основные методы математической обработки данных
1. Определение основных параметров распределения
При выполнении статистического анализа можно использовать следующие литературные источники: Л.А. Животовский (1991), Г.Ф. Лакин (1990), Ю.А. Песенко (1982), В.И. Шмидт (1980, 1984).
Рассмотрим самые простые и наиболее часто используемые методы математической обработки данных.
При выполнении исследовательской работы невозможно получить данные по абсолютно всем выбранным объектам, т.е. определить показатели так называемой генеральной совокупности . Обычно удаётся изучить только очень небольшую часть объектов, будь то особи одного вида, распределение позвоночных в пространстве и времени и т.п. Таким образом, каждая совокупность полученных данных представляет собой выборку в той или иной степени репрезентативную, т.е. отражающую реальное положение вещей в генеральной совокупности объектов. Для полученной Выборки обычно бывает необходимо найти основные Параметры распределения. К ним в первую очередь относятся среднее арифметическое (Χ) и среднее квадратичное отклонение (σ) . Среднее арифметическое - наиболее распространённый показатель. Когда говорят о средней величину то имеют в виду именно среднее арифметическое. Для его нахождения складывают величины всех вариантов и делят на общее число единиц - объём выборки:
где X - среднее арифметическое;
хi - значение i-гo показателя;
n - объём выборки (число измерений).
Например, если мы измеряли длину тела животных, то среднее арифметическое покажет нам, при полученной выборке, среднее значение длины.
Лимит - пределы варьирования рассматриваемых признаков (вес, длина и т.д.) от минимального значения до максимального. Сокращённо обозначается lim.
Среднее значение ничего не может сказать о характере изменчивости исследуемого признака. Для определения изменчивости полученных данных рассчитывают среднее квадратичное отклонение (σ):
где σ - среднее квадратичное отклонение;
хi - значение i-ro показателя;
X - среднее арифметическое;
n - число измерений.
Эта величина характеризует степень разброса полученных значений: чем она больше, тем больший разброс в полученных данных мы наблюдаем, что свидетельствует (в наших примерах) о размахе изменчивости длины беспозвоночного.
В ряде случаев рассчитывают ошибку среднего арифметического (m):
Показывает точность измерений полученных данных и позволяет судить, в каких пределах может варьировать значение средней для разных выборок из генеральной совокупности.
Оценить относительную изменчивость исследуемого признака помогает коэффициент вариации (Cv) :

ПРИМЕР

Морфометрическая характеристика самцов озёрной лягушки р.Дон
Параметры n Lim, мм. X±m, мм. Cv,%
Длина тела 20 80,2 - 95,4 87,5䔰,4 5,23

Вернуться назад
Вернуться на главную страницу
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей Липецкого муниципального района Липецкой области
Юридический адрес: 398133 Липецкая область, Липецкий район, с.Кузьминские Отвержки, ул.Школьная, д.20
Фактический адрес: 398037 Липецкая область, г.Липецк, ул.Боевой проезд, д.28
Телефон: (4742)34-96-23
e-mail: cdod-lipr@yandex.ru


Copyright © МОУ ДОД центр дополнительного образования детей Липецкого муниципального района Липецкой области.
При перепечатке любой текстовой информации,фотографий и рисунков, ссылка на сайт обязательна.