По материалам:
1. Климов С.М. Школьная научно-исследовательская работа по биологи и экологии. Липецк: ЛГПИ, 1999. - 22 с.
2. Методическое пособие для проведения экологических исследований/ Составитель: И.Ю.Лычковская - Липецк, 2006. - 224с.
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
После того как определена и сформулирована тема, необходимо поставить цель и задачи. Цель работы - это главная задача исследования, которую необходимо достичь при ее выполнении.
Для достижения цели ставятся конкретные исследовательские задачи (или вопросы) .
Следующий этап – выбор методов исследования. Это очень важный момент исследовательской работы, требующий тщательного изучения существующих методик, их анализа и определения приемлемых для исследования методических подходов. Обзор литературы по данной тематике.
Прежде чем приступить к полевому или лабораторному сбору материала, необходимо изучить имеющиеся по данной теме исследования литературно-информационные источники. К ним относятся опубликованные и неопубликованные сведения. Использование последних возможно только с разрешения их автора, либо той организации, в которой они хранятся. Кстати, анализ такого рода источников позволяет в определенной степени уже начать свое движение к поставленной цели. Они же позволяют оценить глубину изученности рассматриваемого вопроса. Проведение исследования
Как правило, на каждый год составляется рабочая программа предполагаемых исследований. Она предусматривает максимально возможный объем работы. К сожалению, в большинстве своем не все пункты этой программы удается реализовать с достаточной полнотой. В этот процесс вмешивается сама природа, а также множество других сторонних факторов, В программу вносятся сроки проведения работы, территория, на которой она будет выполняться, необходимое оборудование, основные методы и исполнители.
Обязательным условием в любом виде деятельности является наличие дневника "наблюдений. Человеческая память несовершенна, поэтому все увиденное необходимо тщательно записать в дневник. Для этих целей обычно используется записная книжка в твердой обложке. Формат дневника должен быть таким, чтобы он свободно помещался в кармане куртки или полевой сумки (при лабораторных исследованиях формат дневника может быть любым). Желательно, чтобы бумага в нем была в клетку, что облегчит запись, нанесение схем и рисунков.
Дневник необходимо подписать на первой странице, указав фамилию, имя, отчество, домашний адрес (телефон) исследователя. Это следует сделать по той простой причине, что его можно потерять, а с ним безвозвратно исчезнет много ценных, может быть, даже невосполнимых наблюдений.
Запись в дневнике ведется простым карандашом (ТМ, НВ) на одной стороне листа. Другую сторону обычно используют для зарисовок и нанесения схем. Ни в коем случае нельзя использовать для записей химический карандаш, т. к, сделанная им запись, попав под дождь, расплывается. Можно также пользоваться шариковой ручкой, но ею довольно сложно делать записи в дождливую или морозную погоду.
Писать в дневниках необходимо очень подробно и сразу (не откладывая на потом), отмечая время наблюдаемого явления и подмечая мельчайшие детали увиденного.
Записи в дневнике делаются регулярно в соответствии со сроками
проведения работ, намеченных в рабочей программе, с учетом тех изменений,
которые вносит природа текущего года.
Параллельно с ведением дневника довольно часто используются специальные видовые карточки, на которые заносятся все сведения об изучаемых видах. Примером одного из вариантов может служить карточка встреч:
Карточка №___
1.
Вид (русское и латинское названия)
2.
Год Месяц Число Время
3.
Область Район Населенный пункт, где проводились исследования
4.
Состояние погоды (температура, облачность, ветер, осадки и т.д.):
5.
Краткое описание биотопа
6.
Количество и пол особей наблюдаемого вида
7.
Наблюдаемые явления (подробно)
8.
Фамилия, имя, отчество наблюдателя
В процессе выполнения работы возможен сбор гербария, коллекций. В этом случае используются специальные этикетки. Очень желательно фотографирование интересных явлений, наблюдаемых в природе или их съемка на видеокамеру.
После выполнения намеченных на конкретный период исследований производится обработка полученного материала и пишется отчет о проделанной работе.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
центр дополнительного образования детей Липецкого муниципального района Липецкой области Юридический адрес: 398133 Липецкая область, Липецкий район, с.Кузьминские Отвержки, ул.Школьная, д.20 Фактический адрес: 398037 Липецкая область, г.Липецк, ул.Боевой проезд, д.28
Телефон: (4742)34-96-23
e-mail: cdod-lipr@yandex.ru